Танец_SIMBOLARIUM

Peter Greif
SIMBOLARIUM
| Танец

Черновые заметки
> жизнь, ритм жизни, Вселенной;
Космическая созидательная энергия, трансформация пространства во время, ритм вселенной,
имитация божественной "игры" творения,
поддержание силы, эмоций, активности.
космогонию, возрождение из Хаоса, движение небесных тел, культ Солнца и времен года;
жизнь, дождь;
перемены, освобождение, возвышение, торжество, празднество;
посвящение, культовый ритуал, благодарение божеству, молитву, жизнь богов и героев,
изгнание духов;
повествование о чем-либо, идею;
радость, счастье движения, живость, жизненность;
беззаботность;
осознание чего-либо свершившегося, единство друзей,
поэзию, музыку, заигрывание, кокетство, развязность, разврат, разнузданность;
плодородие, супружество;
охоту, войну; проклятие, смерть, печаль.
Космогония, творение и упорядочение Космоса
Мольба и зов
Древнее и инстинктивное выражение радости и печали жизни. Вероятно как форма магии предшествовавал
рисунку и живописи.
Первобытная форма театра, преобразующая религиозные нормы в выразительные движения. Любой танец
имеет сакральное происхождение как повтор (подражание) священному танцаму, ниспосланному некогда
человеку в откровении богом или героем. Священный танец может быть и возгласом радости (Давида), но
прежде всего он - стремление к освобождению через экстаз, попытка идентификации с Единым.
Танец ритуальный магически-обрядовый, культовый, сакральный.
предупредительный против появления злых духов, демона, дьявола,
для отвлечения заразы, отогнать затмение Солнца.
Дает чувство свободы и единения. Это ощущение танцором единства с потоком космической энергии -
основа представлений о том, что танцевальные движения и жесты помогают контролировать природные
стихии и силы космоса.
Сложен символизм древних танцев, призванных заклинать дождь или солнце,
плодородие или плодовитость людей,
военный успех
избавление от несчастий,
милосердных или злых духов.
В танце, изображающем племенные верования или сцены из реальной жизни (например, охоты),
необходимо участие большого количества людей - разумное предположение, что это усиливает их силу.
Танец-мольба - составная часть культов Солнца и Земли, воплощает в ряде ритуальных церемоний
насущные нужды людей.
Танец - перебирание ногами, топанье, движения туловищем и различные жесты руками, которые
происходят в различном определенном ритме, создаваемым стуком камней, или специальных костей,
выкриками, напевами или музыкой, прежде всего - ударами в барабан, бубен и т. д. Массовые танцы всегда
были характерны тем, что создавали общее приподнятое настроение, втягивали в свой круг новых
танцующих, становились действом. Можно предположить, что для человеческого общества танцы так же
органичны, как и для многих видов живых существ в природе - достаточно вспомнить брачные танцы пчел,
птиц, муравьев, некоторых видов пауков. Конечно же, танцы в человеческом обществе, начиная с самых
ранних и примитивных его форм, были связаны с самыми важными функциями жизни этого общества,
были их отражением, обретали магический смысл. Например, военные танцы; танцы-заклинания,
были их отражением, обретали магический смысл. Например, военные танцы; танцы-заклинания,
вызывающие дождь, а затем и религиозные танцы, связанные с различными культами. Многое из всего
этого сохранилось в той или иной форме, и до нашего времени - на Западе и на Востоке.
Однако тип танца парного - мужчина и женщина, появился только в XII веке в Провансе.
В настоящее время символизм, обращенный к жизненному центру, космической энергии и гармонии, не
исчез окончательно в развлекательных народных танцах (во многом сохранив традиции земледельческих
культов).
Танец "цепочкой", когда танцующие держатся за руки, - сообщество, содружество, радость, мужская
дружба, а также связь женщины и мужчины, Неба и Земли. Танец с хоровым напевом, с музыкой,
родившись еще в древности, утвердился в XII-XIV веках, сохранившись и поныне. (Греч. Chros; лат. Chorea,
румын. Hora; серб. Kolo; болг. - Horo; совр. греч.- Sytroc; ст.фр "фарандола" и "карманьола").
Танец-змейка жриц в Дельфийском святилище символизировал мудрость и плодородие, качества,
которыми наделялась змея.
Астральные. Во многих традициях боги и герои танцуют, исполняя роль Творца, "создавая и упорядочивая
Свет, деля его на дни и ночи, свет и тень, соединяя круги цикличных явлений, времен года, лет, эпох".
Магический танец, помогающий Солнцу и звездам в их небесном кружении, особенно в периоды
противостояний. Чаще всего, представляет собой прыжки через огонь.
Круговые танцы являются ритуальным повторением временного (годового) цикла и движения (Солнца)
вокруг оси мира. Танцы с мечом и шуточные народные танцы помогают Солнцу в его круговом движении
по небу, особенно весной. Кроме того танец, совершаемый вокруг какого-то объекта или места, "закрывает
его, заключая в магический круг, защищая и придавая силы.
Танцоры располагаются кругом, что напоминает магическое передвижение вращающихся дервишей или
же магические искупительные танцы аборигенов Австралии, Южной Африки и папуасов.
Шаманы кружились подобно планетам, вытягивая руки вверх, призывая этим космическую э нергию
устремиться к ним, или опуская руки вниз, чтобы направить ее в землю.
Танцы в шкурах или костюмах, изображавших животных, в птичьих масках, с использованием их
характерных движений также были попыткой привлечь силу, которой обладали звери и птицы.
Символическое воспроизведение во время обрядов (посвящения, свадьбы и т.д.) движения животного,
убитого с целью добыть пищу, служит поддержанию гармонии космоса.
Траурные танцы иногда продолжались сутки напролет, под аккомпанемент бубнов, барабанов и других
инструментов. Церемонией племя не только выражало горе и печаль по поводу смерти соплеменника, но и
отгоняло демонов и злых духов. Поэтому участники церемонии помимо прочего стонали, выкрикивали
заклинания, отчаянно жестикулировали и нередко наносили себе жестокие раны.
Танцы плодородия и урожая. Исполняется с фаллическими символами и ради повышения плодородия
(домашнего скота); это скорее процессия участникикоторой тоже изображают фаллосы.
"Устраиваются танцы с прыжками на засеянном поле - чем выше удается прыжок, тем выше поднимутся
колосья. Этому же служат половые сношения, устраиваемые в молодой зелени".
Танцы-лабиринты т.н. "суматоха", или танцы-лабиринты, были первоначально апотропаическими, но, в то
же время, придавали силы объекту, находящемуся в центре. Если в центре, как это часто бывало, была
девушка, целью танца было достичь объекта и центра, что приобретало смысл либо инициации, либо
обретения рая.
Групповые танцы с переплетением ходов - движения созвездий; танцы вокруг какого-либо объекта
концентрировали энергию этого объекта или символизировали его защиту.
Танцы с веревочкой или нитью Брачные танцы и танцы, в которых многочисленные участники были
связаны между собой веревкой, символизировали единство людей.
изображают нить Ариадны и тайное знание, дающее возможность как входа, так и выхода из лабиринта;
веревка или нить, предположительно, имеют значение пуповины.
Военные танцы широко распространены в Африке, Америке, Южной Азии, в Полинезии, и т. д. Их цель -
пробуждение богов войны, покровительствующих племени (которые, как правило, были и богами
плодородия). Нередко, кроме чисто воинственных сцен, они содержат сцены вымаливания у богов
грядущего урожая. Возможно, в этом смешении таятся мотивы удобрения земли вражеской кровью, либо
мотив плодородия касался и женщин, которые будут должны пополнить убыль в мужчинах племени после
сражения...
Повсеместно военные действия и будущие победы обычно репетировались сначала в боевом танце - этот
символизм присутствует в танцах афганского племени патанов и в шотландских народных танцах.
Оргиастические Ритуальные танцы, носившие характер экстатических оргий были своеобразным
напоминанием о возрождении из Хаоса, о земном плодородии, обеспечившим человеку жизнь и развитие.
Отсюда возникновение иных нравственных норм для участников таких оргий и мистерий, публичный
разврат - с масками и без масок.
К этим ритуалам древности, в той или иной форме, восходят, например:
"мореска" из Испании (в Англии этот обычай называют "morris dance"),
тарантелла, ставшая традиционной с XV в. (особенно популярная в XVIII в.);
нынешние карнавалы в Рио-де-Жанейро,
греческие и кавказские танцы, в которых танцуют преимущественно мужчины.
Черновые материалы
…рые проникли в суть самых больших тайн, не перестают подпрыгивать на манер воробьев, похлопывая
себя при этом по ягодицам.
Психология
Любые свободные танцевальные движения до сих пор считаются целебными, дающими танцору избавление
от напряженной общественной жизни и, ос обенно в транс-танцах, - от давления индивидуального
самосознания. Это преображение символизировало достижение того сверхъестественного состояния, в
котором танцор вступал в прямой контакт с космической энергией; подобный контакт отражен и в
изображениях т анцующих богов.
Северная Америка
Северная Америка
"Танец-молитва-индейца-встречающего-Солнце" племени сиу, исполняемый вокруг Шепчущего дерева.
Выступает своего рода обращением с пожеланиями к Великому Духу.
Мезоамерика
Танец ацтеков вокруг столба, олицетворяющий четыре стороны света и цикл обрядового календаря, равный
52 годам. Танцоры располагаются кругом ???
Онейрокритика
Приснившийся танцор указывает на слишком интровертивное поведение и необходимость принять участие
в незримом и головокружительном цикле жизни.
Партнер на балу - проявление противоположного начала в нас (мужского или женского).
Танцевать самому - к веселью; видеть чужой танец - злая ворожба.
Индуизм
Шива - Владыка Танца, часто изображается в окружении языков пламени, выражая присущие ему
созидательные и деструктивные качества. Танец Шивы - вечное движение вселенной, ее ритм, "игра"
творения, где Шива - Творец, Хранитель и Разрушитель мира.
Он танцует на поверженном демоне хаоса и материи, на преодоленном незнании.
Его танец символизирует освобождение вслед за разрушением иллюзий.
Танцуя на склоненной фигуре ребенка, Шива столь легок, что он не наносит ему вреда.
с женщиной, его танец столь же нежен, грациозен и естественен, как и истинная игра двух полов.
один он принимает символизм одинокого аскета, становится насильственным и разрушительным.
Многие индуистские боги связаны с танцем и музыкой: Вишну и Кришна танцуют на голове змеи Калийя.
В постведических текстах танец ассоциируется со старением и смертью.
В Упанишадах смерть - это танец, поскольку танец разрушается в самый момент его создания, но, подобно
смерти, он также и освобождает.
Африка
Как и в некоторых других местах, шаманы и лекари с помощью танцев старались усилить лечебный эффект
снадобий.
Буддизм
Будда - еще один покровитель танца жизни.
Египет
Бесспорно, что большое развитие именно культовый танец получил в Древнем Египте;
Согласно римскому писателю Лукиану, египтяне хотели выразить в танцах тайны своей религии. При
процессиях, посвященных Мину, танцующие выступали в роли богов. На "празднике опьянения" царь
танцевал в образе Шу перед богиней Хатор, чтобы "прогнать ее гнев"; танец - это "пища для сердца"
богини. В культе мертвых танец становится символом надежды на воскрешение. "У ворот гробницы"
навстречу умершему, который отождествляется с Озирисом, спешат украшенные коронами из камыша
танцоры My у и с ликованием приветствуют его.
Библия
Танец в древнем Израиле (прыжки, подскоки, плясы) - прежде всего, благодарность за полученные от Бога
милости, радость из-за осуществления задуманного, хорошего урожая, одержанной победы.
Мужчины, обычно, танцевали отдельно от женщин, под открытым небом - принося своеобразную жертву
богам.
"И взяла Мириамь пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с
тимпанами и ликованием" (Исх 15: 20).
"Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно, и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом,
уничижила его в сердце своем". (2 Цар 6: 14)
Античность
Культовый и сценический танец более характерен для Древней Греции, а массово-торжественный и
праздничный, с элементами циркового искусства - для Рима.
Танец сакральный, священный, у греков исполнялся жестами и движениями тел, ритмом и музыкой, что в
мистериях выражало тайну божественного космического порядка, управляемого "Танцем звезд". Этому
божественному танцу и "вторили" хороводы участников мистерий.
Афину и Аполлона чтили участники "танца Гипорхе",
Диониса с Артемидой - дикий экстаз "танца менад".
Трагический танец пришел на греческую сцену вслед за трагедией и драмой.
Танец в храмах представлял с помощью мимики сцены из жизни богов и героев:
Изида, разыскивающая Гора;
Деметра, разыскивающая Кору;
Персей, сражающийся с Медузой,
Тесей в Лабиринте...
Оргиастические танцы давали возможность на несколько дней забыть о заботах, а затем возвратиться к ним
с новыми силами.
Греческие вакхические, дионисийские торжества, получившие названия элевзинских танцев и вакханалий. В
безумии танца Диониса - символ эмоционального хаоса. Эти танцы связанны с водой как изначальным
истоком всех растительных соков. Кроме всего прочего - гимн жизни и радости.
В Риме - Сатурналии.
Терпсихора - муза радости и танца, изображается обычно с лирой и плектроном в руках .
"Прежде чем коснешься серпом созревшего колоса, увенчай себя дубовыми листьями, танцуй и пой, как
тебе сердце подсказывает" ("Георгики" Вергилий).
Ислам
Орден танцующих дервишей основал персидский мистик-поэт Джалал ад-Дин (1207-73).
Кружась в танце они имитируют движение планет вокруг своей собственной оси и вокруг Солнца, циклы
Кружась в танце они имитируют движение планет вокруг своей собственной оси и вокруг Солнца, циклы
существования и вращение их духом. Танец для дервишей - обычное средством соединения с Богом
присутствие и благодать которого нисходят к танцору через поднятую руку, проникают через его тело и дух
и, покидают его через руку опущенную, соединяясь с землей.
Христианство
В монотеистических религиях круговые танцы имитируют танцы ангелов вокруг трона Господа.
В апокрифических Деяниях Святого Иоанна описывается круговой танец, в котором двенадцать апостолов
окружают Иисуса, стоящего в центре, который "назвал это, якобы, таинством".
После распада Римской империи искусство сценического танца из-за растущего влияния церкви пришло в
упадок, ибо считалось греховным. Оно стало обретать новую жизнь только с началом эпохи Возрождения -
в Италии. Затем уже танец, как вид искусства, стал заново укреплять свои позиции по всему свету.
Саломея, дочь Иродиады, по подсказки матери, за эротический танец перед Иродом Филиппом, попросила
себе в награду голову Иоанна Крестителя (Мф 14: 1-22).
Танец смерти - традиционная тема средневековых моралитэ - нравоучительных сочинений и уличных
сценок, разыгрываемыми бродячими актерами (жонглерами). Это было время моровых поветрий и чумных
эпидемий, постоянных войн и феодальных междоусобиц. Ставили такие сценки и монахи нищенствующих
орденов, проповедуя воздержание и собирая подаяние для своих обителей. Представленья были популярны
во Франции и в Германии - хоровод представлял танцующие скелеты во главе с самой Смертью.
Магия
В средние века в Европе верили, что если "обтанцевать" дом с его жителями ровно девять раз против
движения солнца, то всех "проклятых" при этом постигнет беда.
К сведению
"Пляска святого Витта" (плясовица, трясучка) - острое нервное заболевание. Название получила от того, что
в соборе Св. Витта в Страсбурге изгоняли дьявола из больных этим недугом.
К слову
"Танец, это наивысшее, наикрасивейшее из всех искусств, поскольку оно создано воображением самой
жизни" ("Танец жизни", Хэвлок Эллис).
"... танцевать ногами, идеями, словами - тут еще следует добавить: уметь танцевать пером?"
("Гибель богов", Ф. Ницше).
Танец - поэзия ступни (The Rival Ladies, Джон Прайден).
Танец - дитя музыки и любви ("Orchestra", сэр Джон Дэвис).
Танец на вулкане - беззаботность перед лицом неминуемой гибели, катастрофы, революции... (Посол
Франции в Неаполе Н. Сальванди в 1830 году, за два месяца до революции, танцевал на Везувии).
"Танец среди мечей" ситуация, требующая предельной осторожности.
"Танцевать от печки" необходимость снова начинать какое-либо дело.
"Танец в воздухе" виселица.
Поговорки: "Танцевала рыбка с раком, а петрушка с пастернаком".
"Плохому танцору всегда что-нибудь мешает".
В аркане Мир - танцующая дева -
Кроули - Этот аркан напоминает о единстве и взаимосвязи всех элементов Творения; это танец атомных
частиц - движения и жизни универсума. Он приглашает нас оставаться бодрствующими, призывает к
пробуждению мира, других и себя.
Вирт обнаружил на этой карте ту же идею, которую он нашел и в древнейших преданиях для объяснения
свастики: «Мир — это вечный танец, череда поворотов, в которой нет ничего постоянного, все вращается,
потому что только движение проявляет назначение вещей».
Понимание картины мира как постоянного превращения всего, символами которого являются окружность,
венок, танец и «мировое яйцо» (символ возрождения всех вещей), причем эти символы нередко переходят
друг в друга, должно способствовать выработке в человеке внутреннего спокойствия и бодрости. БДГС
Великий отец Бунджиль у племени кулин рисуется старым племенным вождем, женатым на двух
представительницах тотема черных лебедей. Само имя его означает "клинохвостый орел" и одновременно
служит обозначением одной из двух фратрий (вторая Ваанг, т. е. ворон). Бунджиль изображается создателем
земли, деревьев и людей. Он согревает своими руками солнце, солнце согревает землю, из земли выходят
люди и начинают танцевать ритуальный танец корробори. Таким образом, в Бунд-жиле преобладают черты
фратриального предка - демиурга - культурного героя. У племен юговосточного побережья (юин и других)
высшим существом считается Дарамулун, у камиларои, вирадьюри и юалайи Дарамулун занимает
подчиненное положение по отношению к Байаме. Согласно некоторым мифам, Дарамулун вместе со своей
матерью (эму) насадил деревья, дал людям законы и научил их обрядам инициации (во время этих обрядов
на земле или на коре рисуют Дарамулуна, звук гуделки символизирует его голос, он воспринимается как
дух, превращающий мальчиков в мужчин).
Символизируется арфой, лирой, журавлем.
В древнеяпонском мифе имеется аналог Баубо, - богиня Амэно Удзумэ. Она выманила богиню Солнца
Аматэрасу наверх из ада, в котором та спряталась, выполняя непристойный танец, чем возбудила
любопытство Солнца и оно вскоре снова осветило Землю .
Зигерт предполагает, что в культе Диониса "музыка, танец, предсказания и экстаз... объединились в
инструментарий диагностики и терапии, которые мы назвали бы сегодня психосоматической терапией.
Дионис, Орфей и Замолкс венчают своим искусством все мыслимые достижения в этой области".
Лаосский танец ти-кхи, исторически предшествующий игре в шары, столь любимой французскими
правителями, традиционно происходит на пятнадцатый день двенадцатого месяца нарождающейся луны и
правителями, традиционно происходит на пятнадцатый день двенадцатого месяца нарождающейся луны и
способствует сохранению мира и материального благополучия страны в течение всего года.
Видимый мир понимается как танец Шивы. Шива танцует то в одиночку, то со своей супругой Парвати. Он
танцует в окружении пламени, от которого отбрасываются лучи, языки, огонь, энергия,- повидимому,
прообраз нимба вокруг головы святых и волшебные кольца в индийском искусстве.
7. Пир Ирода; танец Саломеи (Мк., 6:21-28). Ирод устроил пир, на котором танцевала его падчерица
Саломея. Он так был восхищен ее танцем, что опрометчиво пообещал выполнить любое ее желание.
Иродиада, чтобы отомстить Крестителю, подговорила свою дочь попросить, чтобы на блюде ей принесли
его голову. "Царь опечалился", но исполнил обещанное. В средневековом искусстве Саломея может
изображаться выполняющей акробатическую стойку на руках. Позже художники изображают ее
танцующей, обычно полуобнаженной, хотя на самом деле она танцевала совершенно обнаженной. Часто
изображаются музыканты, играющие на флейте и тамбурине. Саломея также изображается стоящей на
коленях перед Иродиадой, получая ее фатальные указания; или она танцует, держа над своей головой блюдо
с головой Крестителя. Сцена пира иногда объединяется со следующей - обезглавливанием Иоанна.
Другой тип кольца обнаруживается в круге языков пламени, в которых Шива, совершает свой космический
танец; это "пламенное" кольцо может быть отнесено и к Зодиаку. Подобно Зодиаку и Уроборосу у
гностиков, оно имеет активную и пассивную половины (эволюция, инволюция) и выступает в значении как
жизненного цикла вселенной, так и отдельного существа: круговой танец природы в вечном процессе
созидания и разрушения. Вместе с тем, свет, излучаемый кольцом пламени, символизирует вечную
мудрость и трансцедентальное озарение (60).
Цветы: Флора, Терпсихора (танец и песня); персонификации Азии (четыре части света) и Золотого века
(века человечества),
Розы: Доротея.
Лабиринт
Чрезвычайно сложный символ.
Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть
танец, ритуальный беспорядок, танец-"суматоха", игры или стены. Зачастую расположен под землей, во
тьме.
В архаические времена круговой танец был формой мужской и женской инициации. Путь через лабиринт,
по Элиаду, - это акт инициации к обретению бессмертия, подобно тому, как мифологическая борьба с
драконом есть акт инициации. Поскольку смерть тут следует понимать как ритуальную сеть, которую
каждый посвященный должен пережить, то и семь юношей, и семь девушек, которых отправляют в
лабиринт, возможно, вовсе не предназначены в жертву, а лишь проходили посвящение в культ. Некровавая
история минойской культуры могла говорить только о такой интерпретации.
Если полёт - выражение воли подняться над собой,то танец - побуждение к избавлению.
Античная зоология упоминала об их устрашающем действии на слонов, их мнимом зачатии через взаимное
облизывание и о воззрении, согласно которому мыши в Египте произошли из нильского ила и их печень
увеличивается и уменьшается в зависимости от лунных фаз. Как о пугливых животных, живущих в темных
местах, о них говорили, что им присущи демонические и пророческие силы. Их посвистывание и танец
должны были предвещать бурю, обгрызывание ими культовых предметов - злые удары судьбы.
Терпсихора танец и хоровое пение виола, лира или другой струнный инструмент;
с XVII в. - часто арфа;
У многих народов танец нагих женщин всегда был ритуалом, вызывающим дождь и, соответственно,
урожай.
Кругообразные танцы (танец первомайского дерева в Англии, или танец сардана в Каталонии), кромлехи
(кельтские сооруженияя эпохи бронзы), изображения ограды или составляющих круг людей, - имеют
одинаковое символическое значение, общее понятие самозащиты (А. ван Шелтом "Документы VII"
(Париж, 1930).
Павлин
Связан с бурей, поскольку становится беспокоен перед дождем, а его танец во время дождя отражает
символику спирали.
В Юго-Восточной Азии "танец павлина" отражает оригинальную идею о солнечном символизме этой
птицы, её образная "смерть" должна вызывать дождь.
"Танец рук" - ритуальный танец народов Южной Азии. "Мудра" - символика жестов и положения пальцев в
иконографии буддизма и индуизма.
1. Похоронный танец иллюстрирует идею того, что все равны перед Смертью. Изображается это так: мы
видим ряд фигур, все ниже и ниже по своему социальному положению, начиная от папы римского (на нем
тиара) и императора (увенчанного короной), кардиналов и менее высоких церковных чинов, представителей
разных профессий и возрастов и вплоть до простолюдинов. Рядом с каждой фигурой скелет. Процессия
направляется к могиле. Шествие это являлось ритуальным танцем в религиозной драме, оно изображалось
на фресках в церквах и кладбищенских зданиях Северной Европы, особенно в XV веке. Сюжет был
на фресках в церквах и кладбищенских зданиях Северной Европы, особенно в XV веке. Сюжет был
традиционным в иллюстрированных книгах этого периода. Похоронный танец отличался от "Пляски
Смерти" - популярного средневекового сюжета, основанного на поверье, согласно которому умершие в
полночь восставали из своих могил и, прежде чем затребовать новых жертв среди живущих, исполняли на
кладбище свой танец.
В апокрифических Деяниях Святого Иоанна описывается круговой танец, в котором двенадцать апостолов
окружают Иисуса, стоящего в центре, который "назвал это, якобы, таинством".
"Продолжайте, сестры ведьмы, танец этот вкруг котла! Смертный яд в котле мы варим, чтобы Смерть
щедрей была!" ("Макбет" У. Шекспир).
Мексиканцы считали, что существуют четыре вида ветра, соответствующих странам света: добрый ветер с
Востока, со стороны земного рая, яростный ветер с Севера, где находится ад, ветер с Запада и ветер с Юга -
не менее свирепый, чем с Севера.
Ветры наделены благотворной, но чаще - зловредной силой: дурные ветры с Севера приносили болезни, и
для того, чтобы нейтрализовать их влияние, индейцы чорти проводили любопытный обряд: они ловили,
связывали эти ветры, считавшиеся духами ада, с помощью лассо, убивающего ветер. Этому обряду
соответствует народный танец Быка тумбо, фантастического животного, которое пытаются поймать и
привязать с помощью лассо.
Вращение (динамическое определение окружности в ритуалах или искусстве) порождает магическую силу,
в частности) силу оборонительного порядка, т.к. оно создает неприкосновенную территорию - круг(Ру
"Друиды". Париж, 1961).
По мнению Блаватской, танец Давида вокруг Ковчега, подобно танцам сабейских звездопоклонников, был
круговым или, по крайней мере, танцем по замкнутой кривой. [КЕРЛОТ]
Журавлиный танец по-праву считается эротическим, ибо он приходится на брачный период в жизни птицы.
Атрибут греческого Гермеса - бога путешественников и странников; Деметры, Артемиды, Афины-Пал-
лады, Персея.
Паламед - мудрый советник греков во время осады Трои, дополнил придуманную царем Кадмом
буквенную азбуку, взяв основой вида букв очертания летящего в небе журавлиного клина (вариант - это
сделал Гермес); поэтому Гермес и журавль - покровители и спутники поэтов.
Посвященный Афине и Артемиде в Греции, он считался вдохновителем изобретения букв Гермесом и
ассоциировался с поэтами и посвящением. Танец журавлей вокруг алтаря, украшенного рогами,
воспроизводил круговые движения в лабиринте, где проходил обряд посвящения.
Греческие мифы говорят, что это - танец Солнца, фигуры которого повторяют изгибы и повороты
Лабиринта на острове Крит; что это радостный танец Тесея с его товарищами после того, как был убит
Минотавр. Есть и такая версия: журавлиный танец - в честь великой богини Афины-Геры, чей цифровой
символ - "9". Чтобы взлететь, журавль якобы должен пробежать именно 9 шагов...
Танец с мечами - существовал во всех эпохах и у самых разных народов. Достаточно вспомнить дервишей,
кавказские племена и народы. В подобных танцах таятся давно забытые языче-
ские обряды, заклинания во имя будущих военных успехов и побед, выражается молодечество мужчин-
воинов перед женщинами - хранительницами домашних очагов. Возможно, начало традиции было
положено в те времена, когда при погребении знатных особ устраивались кровавые бои-тризны, во время
которых все участники становились жертвами.
Танец Солнца
> власть солнца как проявления Великого Духа;
восстановление сил Солнца;
сотворение вселенной;
союз с силами Солнца.
Наиболее важный ритуал равнинных индейцев Северной Америки. Исполняется чтобы стать шаманом,
отомстить за оскорбления или имея в виду другие важные причины.
Место исполнения солнечного танца олицетв.
Двадцать восемь столбов символизируют лунный месяц.
Каждый из них представляет конкретный момент в творении.
Круг столбов - творение в целом, а центральное дерево - священый центр, Ось Мира.
"Танцоры" привлекают эту солнечную власть, танцуя вокруг направленного на солнце шеста.
Замедление и убыстрение танца означает восход и заход Солнца, фазы его дыхания и удары пульса.
Разрывание ленты, которыми они привязаны к шесту, означает символическое избавление от невежества.

Peter Greif / August 25, 2006 18:12 greif@sky.ru