Monday, January 13, 2014

Тат твам аси

"ВАКЬЯВРИТТИХ" - "ОБЪЯСНЕНИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ (Тат твам аси)"
(Бхагаван Шри Шанкарачарья).
Приветствуем великого Ганешу!
1. Мы взываем к Чистому Сознанию, океану безграничного счастья, Вишну, возлюбленному Шри, всезнающему Владыке Вселенной, принимающему многообразные формы и всё же свободному от всех (кармических) уз, обладающему непостижимой силой и являющемуся причиной творения и разрушения Вселенной.
2. Я вечно склонён к лотосными стопами моего Учителя, милостью которого я навсегда постиг природу Атмана/Брахмана, и поэтому я знаю — Я Сам есть Тот Вишну и весь феноменальный мир вымышлен мною (т.е. произведен моим умом).
3-4. Палимый зноем тройного солнца (страданий), в сердечном волнении, обладающий самоконтролем и другими добродетелями, которые суть средства, способствующие Освобождению, ученик однажды вопрошал Мудреца, познавшего Брахман: "Будь милостив ко мне, достопочтенный Учитель! Прошу тебя, скажи мне кратко, как я смогу без проблем окончательно высвободиться из рабства этого сансарического существования?"

5. Учитель сказал: "Мне нравится конкретность твоих слов. Сейчас я отвечу тебе с предельной ясностью. Внимай сосредоточенным/однонаправленным умом тому, что я тебе скажу."
6. "Осознание тождественности индивидуального "Я" (дживатмы) и высшего, всеобщего "Я" (Атмана), которое рождается из Ведических изречений/махавакий "Тат твам аси (То/Брахман ты еси)" и других, является средством для достижения свободы/мокши от материального рабства."
7. Ученик спросил: "Что есть индивидуальное "я" (т.е. само-осознание субъекта)? И что есть всеобщее "Я" (Дух Вселенной)? Каким образом они могут быть тождественны? И как могут утверждения, подобные "Тат твам аси" доказывать эту тождественность?"
8. Учитель ответил: "Я объясню тебе, как разрешается эта задача. Кто иной есть индивидуальное Я, как не ты сам, задающий мне вопрос "Кто есть Я?" Истинно, ты сам есть Брахман — не сомневайся в этом".
9. Ученик спросил: "Достопочтеннейший Учитель, как я могу осознать смысл высказывания "Я есмь Брахман", если мне до сих пор неясно даже значение самих слов в нём? Прошу, разъясни мне это."
10. Учитель сказал: "Ты совершенно прав, когда говоришь, что понимание значения слов является основой для осознания смысла самого высказывания.
11. Почему ты не знаешь себя, — Того, кто сам есть воплощение Сознания, Блаженства и Бытия (Чайтаньи, Ананды и Сатьи), кто является созерцателем внутреннего органа (ума) и его видоизменений?
12. Отбросив ошибочное мнение, отождествляющее Я с телом и прочим (материальным), всегда размышляй о себе как о чистом Сознании, которое есть и Бытие, и Блаженство и Созерцатель ума.
13. Грубое тело не есть Атман потому, что оно обладает формой, как горшок или как любые другие вещи, а также потому, что оно является видоизменением эфира и других грубых элементов, - чему примером может выступать кувшин".
14. Ученик спросил: "Если, исходя из этих аргументов, грубое тело принимается за не-Атмана, тогда покажи мне Атмана наглядно, так, словно он плод миробалана (т.е. фрукт), положенный на ладонь".
15. Учитель ответил: "Человек, видящий горшок, отличается от него во всех отношениях, и никоим образом не горшок. Пойми, что вот так и ты, зрящий/ощущающий это тело, не тождественен ему.
16. Таким образом, утвердись в понимании того, что ты — Зрящий/Ощущающий чувства (индрии), но не сами чувства; также уясни себе — ты не есть ни ум (манас), ни интеллект (буддхи), ни жизненная сила (прана).
17. Убедись также и в том, что ты не соединение (грубого и тонкого тела) и с помощью умозаключения удостоверься: ты, Зритель/Субъект, отличаешься от видимого/объектов.
18. Знай, что ты есть Он, благодаря близости которого такие бессознательные/мертвые сущности, как тело и чувства, способны функционировать, что-либо принимая или отвергая (т.е. проявляя двойственные реакции).
19. Преисполнись ясного Знания, что ты един с глубочайшим внутренним Я, неподверженным переменам, которое движет интеллектом (буддхи) и всем другим, подобно тому, как магнит движет железом.
20. Пойми, что ты тождественен с этой внутренней духовной Сущностью, благодаря которой тело (деха), чувства (индрии), ум (манас), и жизненная сила (прана), будучи бессознательными, кажутся обладающими сознанием, подобно самому Атману.
21. Убедись в том, что ты ни что иное, как чистое Сознание, которое есть Я/Атман, освещающее деятельность интеллекта и форм его проявлений, подобно состоянию "моя мысль где-то блуждала, но сейчас она приведена к устойчивости".
22. Будь уверен в том, что ты — неизменный Атман, непосредственно постигаемый, освещающий три состояния: бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон, а также наличие и отсутствие интеллекта.
23. Знай, что ты, - Атман, - воплощение Сознания — освещающий тело, и поэтому отличен от него, подобно тому, как светильник, освещающий кувшин, воистину отличается от кувшина.
24-25. Осознай, что ты един с Созерцающим, самым дорогим — из-за него люди и вещи, напр. дети, богатство, представляются любимыми, к Нему — предмету высшей любви восходит страстное желание: "Пусть Я всегда буду и никогда не перестану существовать."
26. Осознавание (бодха), имеющее природу созерцателя/субъекта — подразумевается под словом "Ты", а само созерцание есть осознавание неподверженного искажениям Атмана.
27. То, что обозначается словом "Ты", весьма отличается от тела, чувств, ума, жизненной силы и эго (ахамкары), а также абсолютно свободно от шести перемен/бхава-викар (1)феноменальное существование, 2)рождение, 3)рост, 4)переход из одной стадии в другую, 5)старение, 6)смерть).
28. Таким образом, когда выявлено значение слова "Ты", снова нужно задуматься над смыслом слова "То", и сделать это посредством "отшелушивания"/отбрасывания всего, что не есть "То", а также путём прямого, положительного метода.
29, 30. Всепронизывающее Существо, полностью свободное от всех изъянов круговорота бытия, обозначаемое в Упанишадах, как "не грубое, не тонкое, и т.д.", обладающее качествами невидимого и другими, незапятнанное, не имеющее большего блаженства, чем оно Само, воплощение высшей духовной Сущности и чистого Сознания, имеющее необусловленное Бытие своей природой — известно в Веданте как Всеобщее Я (Параматман).
31. Знай, "То" есть Брахман, который представлен Ведами как всезнающий, всемогущий, верховный Владыка всей Вселенной.
32. Удостоверься, что "То" есть Брахман, описанный в Шрути различными примерами — с глиной и прочим, как то Единое, постигнув которое человек обретает Всезнание.
33. Осознай "То" Брахманом, о котором Шрути говорят как о Бесконечном, и в качестве поддержки своего утверждения указуют на Вселенную как на Его проявление.
34. Убедись, — "То" есть Брахман, который в Упанишадах тщательно выявлен как главная Цель исканий для тех, кто желает достигнуть Освобождения от страданий.
35. Знай, - "То" есть Брахман, о котором сказано в Ведах как о вошедшем в (собственное) творение в образе индивидуальных душ/джив, и который известен также как их Правитель.
36. Удостоверься, — "То" есть Брахман, о котором известно из Упанишад как о воздающем награды за человеческие поступки/кармы, а также направляющем деятельность индивидуальных душ.
37. Итак, мы выявили, что подразумевается под словами "Ты" и "То". Сейчас будем обсуждать смысл изречения "То ты еси", который заключён в тождестве/единстве того, что обозначается этими двумя ("То" и "ты") словами.
38. То, что обозначается и выражается этим изречением, не принято ни с чем-либо связывать, ни чем-либо другим определять. Согласно мудрецам, смыслом этого изречения является Единая/экам, Неделимая/акхандам Сущность, состоящая из чистого Блаженства.
39. То, что проявляется как индивидуальное, сознательное Я (т.е. субъект), обладает природой несравнимого блаженства; а Единое, Недвойственное блаженство есть ни что иное, как индивидуальное сознательное Я.
40-41. Ложное представление о том, что слово "Ты" означает что-либо отличное от Брахмана, а слово "То" означает что-то, постигаемое опосредованно (т.е. рассудком), исчезает мгновенно, как только приходит понимание взаимного тождества значений этих двух слов".
Ученик: "Что же следует дальше?"
Учитель: "Слушай, — индивидуальное сознательное Я проявляется как Единое, Всепронизывающее, Недвойственное Блаженство.
42. Изречения, подобные "То ты еси" и прочие имеют своей целью выявление тождества того, что выражается косвенно двумя словами "Ты" и "То".
43. Мы старательно объяснили, как изречение отвергает два прямо выраженных, ограничивающих значения слов, и тем самым обнаруживает смысл изречения.
44-45. Сознание, которое сцеплено/соединено с внутренним органом души (антахкараной), и которое является объектом, соответствующим представлению о Я и слову "Я" — прямое значение слова "Ты"; а Сознание, которое есть причина Вселенной, всезнающее и т.д., непрямо познаваемое (в обусловленном состоянии), обладающее природой Бытия, имеющее майю в качестве своего упадхи (ограничивающего определения) — прямое значение слова "То".
46. Свойства опосредованного познания и признание двойственности бытия, и свойства непосредственного познания и абсолютное Единство — несовместимы применительно к одной и той же Сущности. Поэтому объяснение должно идти посредством импликации, или косвенно выраженного смысла.
47. В случае принятия прямо выраженного значения слова возникает несовместимость с остальными данными; тогда смысл, возникающий из сложения самоочевидного значения слова и того, что обозначается прямо, называется косвенно выраженным смыслом.
48. Для объяснения смысла изречений типа "То ты еси" следует выбрать тот единственно возможный вариант объяснения посредством импликации, в котором одна часть прямого значения каждого из слов ("Ты" и "То") исключается, а другая сохраняется. А подобных случаях никакие другие варианты объяснений посредством импликации не подходят. Например, в предложениях типа "Это он" одна часть прямого значения каждого слова исключается, а другая сохраняется.
49. Человек должен заниматься изучением текстов Шрути и постижением их смысла, и